Блог создан в поддержку проекта "Читать не вредно-вредно не читать"

вторник, 18 марта 2014 г.

Наше партийное задание. И три рассказа - "Огурцы", Н.Носов, "Теплый хлеб", К.Паустовский, "Совесть", А.Гайдар.

Не знаю, можно ли то, что я напишу считать отзывом на книгу, но мне очень хочется написать о своем опыте.
В  посте хочу рассказать о произведениях, которые помогли мне начать с детьми очень важный нравственный разговор.
На неделе получили мы партийное задание сверху написать сочинение-рассуждение на тему "Как и когда просыпается совесть. История моего случая". И очень обрадовались, потому как тема действительно важная и нужная!

Но вот как вывести детей на этот разговор? Не хотелось все сводить к разбитой вазе и умозаключениям как это плохо (хотя конкретно против вазы, я не имею ничего против, это лишь отвлеченный пример). Хотелось вывести детей на разговор, в котором бы они задали себе проблемные вопросы.
В такой ситуации без книги - никуда. В подсознании ясно и четко вырисовывались 3 небольших детских рассказа:
"Огурцы" Николая Носова












"Теплый хлеб" Константина Паустовского











 и "Совесть" Аркадия Гайдара.


 Больше впадать в состояние медитативных поисков не стала, потому что рассказы короткие, простые, понятные даже первокласснику, а в сжатые сроки именно это и было нам нужно..
Первым заданием было прочитать рассказы или вспомнить о чем идет речь, чтобы иметь материал для общей темы.
После, мне было важно обсудить с детьми, почему герои совершали неблаговидные поступки.Ответы были такие. Котька из рассказа Носова просто не подумал об ответственности за содеянное, Нина Карнаухова сознательно не пошла в школу из-за невыученных уроков, а у Паустовского Филька "Да ну тебя!" имел характер неуживчивый, не был склонен к переживаниям и сторонился любого дела.
Дальше мы начали размышлять, что творилось в душе литературных персонажей. Филька не мог уснуть, и все думал о метели, что налетела от людской злобы на деревню, Нина испытывала неловкость от присутствия малыша с букварем под мышкой, а Котька и вовсе кричал, плакал, боялся идти к сторожу исправлять содеянное.
Закончили мы наше обсуждение разговором о чувствах, которые испытывали герои после избавления от мук совести. Здесь просила зачитать из текста.
"...Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть".
"Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошёл по деревне домой. На душе у него было радостно".
"Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал..."
Я спросила ребят, могли бы они соотнести эти ситуации со своей жизнью, на что получила разного рода комментарии, но почти все сходились во мнении, что смогли бы. А некоторые настолько сильно пережили ситуацию возникновения внутреннего конфликта героя и его разрешения, что когда писали свой текст, на глазах у них наворачивались слезы. Вспоминать свой нелегкий выход из ситуации было трудно. Я же в душе радовалась тому, что дети растут хорошими людьми...